Руска каменка

С Сибирска Википеддя
Айдать на коробушку Айдать на сыскальник
Традицыйна руска каменка-та.

Руска каменка али руска печка — традицыйно бита (а потем кизяшна) печка гля вахтарення, пекчи, да кабы вобогретьса дык. Традицыйно топилася по-карому (потем приявилися каменки с духонками). Шыбколюбонародна была в Россее, Сибире, Вукраине, Белорусе, Волохие да Молдавие.

Перьво-наперьво руски каменки были биты и без духонки, ан ужо с 10 веку приявилися перьвы кизяшны каменки с дыхонкой дык. А курной печке, можливо, вобче боле тышшы годов. Биты каменки-те крепкей кизяшных, они луче доржут тӧплоту, не мокрела, не прогораривала, а во времӧм токо крепчат, и со времӧм ӧ пошти чо незя покрушыть дык. А слоха на каменку бралася недалече от дерӧвне, а бувало чо и прямо из голбецу. Корыстовалася обнакновенна багрецова слоха-та. Каменку-ту били на полнолунне, кабы не мокрела да не шшелялася дык. Ету слоху гульдили с песком, 2 третины чистово песка да 1 третина слохе дык. Еси поклассь поболе слохе, дык каменка-та сошшелитса. Еси поклассь поболе песка, дык тода каменка-та розтрушытса.

Чад из каменке айдал в саму избу, здеся вотдавал ивсю тӧплоту свойношну и потем ужо студӧной выхоил через волоково вокошко в стенке под подволокой, да потем на вулку дык. В 14 веке приявилися лесинны чадны духонки-те — чадницы. Чадницы деяли из толстых тесницов, ан чадницы-те айдали не от каменке, а далече от ӧ. Через таку-ту чадницу чад выхоил на вулку ужо совсем студӧной.

Слабинка у таких каменков така, чо могӧт получитьса гал от блӧсков. Пото незя розжыгать шыбко кляшшой огонь, кабы не было вылӧтаючих из усття каменки блӧсков дык. Нать зырить за гореннем дровов в каменке-той. Топить курну каменку ето кляшшо вузорочче. Неудала хозяйка, кака непрямо топила каменку-ту, могла сама от чаду подохнуть, да и всӧ семьину на тот свет послать дык.

Еси прямо топить таку каменку, дык тода чад етот бут вздыматьса поверх до подволоке и тоненьким суплоем и дале в чадницу, вотдаваючи всю тӧплоту избе, а не вулке. У баских хозӧв ажно саже на подволоке не было, а стенки воднокелево чисты были дык. Воприч слабинков с галобережносью да духом чаду, у карой каменке были кляшшенны плюсы. Яры дух да чад из каменке всӧ тӧпло свойношно вотдавали избе, сушыла да грела дух. В избе-той не заводилася никака зараза да никаки букашки.

А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.