Елбачок
Елбачок - елбовой мужычишко из словенских байков. Населившыся в урмане, спасат сарынь от злобных могутов.
Про елбачка на сибирской говор столмачено тако баснословве:
Жыровали коло урмана дедунько и бабонька, имали вони двух мнучатков - малуху и девоху. Водин раз захотелося сарыни пайдать в урман-то по светки и губы. Бабонька с дедунькой лекочут:
Айдате-ка, однако не захоите далече, а то вас позобат головньова ведьма.
Пойдала сарынь-та, а не послухала стареньких. Айдают урманом, обирают светочки, - евона баской, а там ешшо башее. Зайдали вони далече-далече в урман-то. Зырят - коло карчи стоят багрецовы боталы. Девонька вступила в их - и понесли вони йо, как буран. Побежал за ей малуха-то, однако не сугнал йо.
Айдат вон и кручинитса, докудова занесло евонну сестричку, и чо му дома слекочут, и на чухту-барахту дивитса, стоит на талянке елбова изба. Подошол вон к избе-той, а с йо выйдал елбовой мужычок, и вопрошат во, почо вон такой кручинной. Малуха-от про всьо му бает, а мужык-от лекочет: Шшас пайдам поедим, напосля выйдам в дорогу. Знам, де твоя сеструха.
Захоят в избу, а в ей всьо елбовой: вокны елбовы, урундук елбовой, сидушки елбовы, каменка елбова, койка елбова, ханза елбова, а елбовой мужык-от кличется Елбачок.
Позобали вони, попивали. Елбачок наказал - да изба-та полетела.
Летели вони много времи, али не много, однако притулилися коло великово вострога, де жыровала головньова ведьма-та. Выйдала вона им вострету, а Елбачок-от вопрошат йо:
Де ты дела девоньку-ту? Быро выдавай!
А головня-та не хотет. Зырят вони, чо без хитроси не узнаш ничо у ей. Евон лекочет мужычок-от:
Купиш ка у нас избьонку!
Головня лекочет:
- Надоть обзырить, чо ето за товар.
Зайдала вона в избьонку, а Елбачок наказал, чобы избьонка кручелася лихо-лихо. Кода унял йо, вопрошат головню-ту:
Ну чо, отдавай воротки от избы-той, де девоха сидит?
Головня-та не хотет.
Тода вон ново как закручет избой! Не выдюжыла головня-та, выхурнула через воконце вязку воротков и возревела:
На притчу мне така изба! Забирайте ка вашенску девку, вона в подполе!
Взял Елбачок воротки-те, дал малухе и лекочет:
Лихонько открывай подпол!
Открыл малуха подпол, а тама сидит предородно ослушной сарыни. И евонна сеструха с ими. Всех их до головньовой ведьме приньосли багрецовы боталы. Вынал малуха всю сарынь на белой свет. А Елбачок тем времьом лекочет ведьме-той:
Де ты захоронила багрецовы-те боталы?
На чо те вони? - вопрошат головня-та.
Отдаш ка ты их шшас жа мне, чобы ты ими сарынь-ту не вабила!
Не отдам!
Лишее, лишее кручесь, избьонка! - наказал Елбачок, и изба-та закручелася, как юла. Не выдюжыла головня-та, да как возревьот:
Забирай, забирай их себе! Вони в мойой горенке! И избу-ту твою забери. Не надоть мне таково товара! У мя вся башка закружалася от етой избы!
Побежал малуха до ведьминово ордону, открыл во, забьог в горенку, зырит, а тама стоят багрецовы боталы-те, которы забрели евонну сеструху. Забрал их малуха и отдал Елбачку.
Тута Елбачок притулил избьонку-ту, а головньова ведьма оттедова вылетела, быренько захоронилася в ордоне, закрючилася и более не выхоила.
А сарынь зайдала в избу-ту и полетела с Елбачком на евонну талянку. Оттедова и до дому пайдали и посулили Елбачку-то без отпуску так далече в урман самим не хаживать. А Елбачок куличнулся в евонной избе. И багрецовы боталы-те вон в ханзу захоронил, чобы головньова ведьма ими до себя сарынь не вабила.
Такой-от вон молодец, а нашенской баечке конец.